История искусства Сторонники импрессианистов Национальная Академия рисунка Ретроспективные выставки
Термоядерный синтез Реакторная технология Атомные реакторы на быстрых нейтронах Магнитное удержание плазмы Холодный термоядерный синтез Топливо для реакторов на тепловых нейтронах

Вот, например, Матисс - просвещенный, образованный, умный и сдержанный искатель, рассудительный, свободный и даже прилежный, который все делает осмысленно - требует советов у многих мастеров, продвигается вперед по одному шагу, колеблется между разными группировками, к которым иногда хочет присоединиться. Он одержим проблемами чистого искусства и периодически страдает от недостатка человечности.

Ж. СЁРА На рейде, Гранкан. 1885

он изложил свои теории самым подробным образом: «Эстетика

Искусство - это гармония. Гармония есть сглаживание контрастов и уподобление смежных элементов: тона, оттенка и линии, которые рассматриваются как в связи с воздействием на них освещения, так и с точки зрения ведущего начала - радостных, спокойных или печальных комбинаций. Контрасты эти таковы: для нужного тона - более яркий, более светлый - для более темного; для нужного оттенка - оттенки дополнительного цвета, другими словами, у каждого оттенка красного есть свой дополнительный оттенок (красный - зеленый, оранжевый - голубой, желтый - фиолетовый) и т. д.; для линии - те линии, что образуют прямой угол.

В радостном тоне доминирует яркость, в радостном оттенке - теплота; радостная линия - та, что поднимается над горизонталью. В спокойном тоне уравновешены темное и светлое; в спокойном оттенке - теплое и холодное; спокойная линия - это ровная, горизонтальная линия. Печальный тон передается преобладанием темного, печальный оттенок - холодными красками, а печальные линии идут вниз от горизонтали. Техника

Можно считать доказанным тот факт, что яркое впечатление долгое время сохраняется на сетчатке глаза, в результате чего возникает синтез. Средством выражения является оптическая смесь тонов, оттенков (локального цвета и цвета под воздействием освещения - солнца, керосиновой или газовой лампы и т. д.), другими словами, оптическая смесь различных источников света и отбрасываемых под их воздействием теней в соответствии с законами контраста по мере уменьшения излучения. Цвет рамы должен контрастировать с гармонией тонов, оттенков и линий картины».

Ж. СЁРА Купание в Анъере. 1883-1884

Все творчество Сера - как его рисунки, так и живописные работы - обусловлено этой теорией контрастов. Сын судебного пристава из парижского района Ла-Виллет, Сера происходил из небогатой и набожной буржуазной семьи. До шестнадцати лет он учился в коллеже, посещая одновременно муниципальную школу рисунка, которой руководил скульптор Жюстин Лекен, получивший в свое время Римскую премию Тогда Сера с 15 мая по 1 июля выставляет эту работу в «Салоне независимых», одним из инициаторов создания которого он был наряду с Синьяком, Редоном и Дюбуа-Пилле. Создается впечатление, что, стоя в задумчивости перед чистым холстом, художник решает, какие линии и узоры разместит он на его поверхности, какими красками и оттенками покроет этот холст. Делакруа советовал не приступать к непосредственной работе над картиной, не постояв прежде продолжительное время перед чистым холстом.

Публика, конечно, была довольно придирчивая, равно как и критика, от которой художники получили титул Дикие (Фовисты). Сначала их обвинили в бессвязности, непоследовательности, бесхребетности. Мишель Пюи, брат одного из них, рассказывает об этом в своем произведении "Попытка современных художников". Критики их не пощадили. Я уже приводил в моих "Этапах современной французской живописи" критику Марселя Николя и Ж.Б.Аля, которая по язвительности и злобности похожа на обличительную речь Ф.Моно в статье "Искусство и Декоративность".
Учебные пособия для студентов технических университетов