История искусства Сторонники импрессианистов Национальная Академия рисунка Ретроспективные выставки
Термоядерный синтез Реакторная технология Атомные реакторы на быстрых нейтронах Магнитное удержание плазмы Холодный термоядерный синтез Топливо для реакторов на тепловых нейтронах

Сформировавшийся в школе Моро, Матисс (который практиковал вплоть до 1898 года достаточно рациональную живопись и был принят в Национальное Общество Изящных искусств) казалась, только и ждал смерти своего учителя, открытия в 1896 году Импрессионизма, а в 1898 - встречи с полуденной природой Корсики и Лангедока - чтобы начать писать с этого времени полотна, которые дадут основание Марке заявить: "Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898 (еще до Выставки 1990 года ), в той манере, которую потом назовут фовизмом. Как я полагаю, мы были первыми двумя Независимыми, которые самовыражались с помощью чистых тонов, берущих свое начало в 1901 году".

РИССЕЛЬБЕРГЕ Тео ван (1862, Гент, Бельгия - 1926, Сен-Клер, департамент Вар). Риссельберге, родившийся в семье архитектора, начал свое художественное образование в родном городе, продолжив его затем в Брюсселе. Его первые работы были вполне традиционны, и ему понадобилось значительное время, чтобы преодолеть настороженное отношение к неоимпрессионизму: в 1886 г., на последней выставке импрессионистов, он сломал свою трость, возмущенный картиной Сера «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Однако за два года до этого инцидента ван Риссельберге участвовал в создании в Брюсселе авангардистской «Группы двадцати», парижским корреспондентом которой он станет. Это объединение не придерживалось какой-либо одной тенденции и своей единственной задачей считало организацию выставок, на которых были бы представлены новейшие тенденции европейского искусства. После того как в 1888 г. «Группа двадцати» пригласила Синьяка, Дюбуа-Пилле и Кросса принять участие в выставке, бельгийские художники, в том числе и Риссельберге, смогли ближе узнать и понять основные идеи неоимпрессионистов. Действительно, вскоре Риссельберге, подружившись с Сера, Синьяком и Кроссом, начинает сам применять технику дивизи- онизма, кладя на полотно мелкие точки («Портрет Октава Мауса», 1890). До 1910 г. художник сохранит верность дивизионизму; в конце жизни Риссельберге вернулся к традиционной, академической манере письма; свои работы он показывал не только на выставках «Группы двадцати», но и на выставках «Свободной эстетики», «Современного искусства», в «Салоне независимых», а иногда и в официальных Салонах.

Т. ван РИССЕЛЬБЕРГЕ Мыс Перкиридек. 1889

Ван Риссельберге был своим человеком в художественных кругах; особенно тесная дружба связывала его с Верхарном, портрет которого он написал в 1913 г., Метерлинком, Фенеоном, Морисом Дени, Андре Жидом, Копо. Он много раз бывал в других странах, главным образом в Марокко, прежде чем в 1898 г. обосновался в Париже. Представление о его стиле дает картина «Чаепитие в саду». Риссель- берге любил писать пейзажи и портреты; он также занимался разработкой интерьеров частных домов. Ван Рис- сельберге внес большой вклад в распространение неоимпрессионизма в Бельгии - не столько собственными работами, сколько своей деятельностью как член «Группы двадцати». В 1927 г., через год после смерти художника, в Брюсселе была проведена ретроспективная выставка его работ; предисловие к каталогу написал Морис Дени.

РОБИНСОН Теодор (1852, Айрас- бург, США - 1896, Нью-Йорк). Во время длительного пребывания во Франции он начал писать, подражая манере художников барбизонской школы; в 1888 г. под влиянием Клода Моне, вместе с которым он работал в Живерни, Робинсон увлекся импрессионизмом, о чем свидетельствует его картина «Общий вид Живерни» СЕГАНТИНИ Джованни (1858, Арко, Южный Тироль - 1899, Энга- дин, Швейцария). Детство Сегантини было трудным и несчастливым: мать мальчика умерла, когда тому было пять лет. РЕДОН Одилон (1840, Бордо - 1916, Париж). «Моя оригинальность, - писал Редон в книге «Себе самому. Дневник (1867-1915)», - состоит в том, что я заставляю существа неправдоподобные жить по человеческим законам правдоподобия, стараясь всегда, когда это возможно, подчинить невидимый мир логике видимого мира» Редон выступил против некоторых тенденций, заложенный в , что превосходит предмет, что высвечивает или расширяет его и уводит наш дух в область таинственного, неопределенного, восхитительно тревожного, - все это быио сокрыто от импрессионистов.

Мы помним, наконец, что Мане был первый, кто осмелился на это упрощение мастерства, эту живопись широких потоков контрастных цветов, с отказом от валёров и моделирования. Многие фигуры Ван Донгена являются продолжением его "Флейтиста", не говоря уже о величественном "Портрете Рувейр"а (Portrait de Rouveyre), написанном Марке в 1904 году и "Портрете Марке", созданном в том же году Камуаном! Не будем пренебрегать и ролью Японии, которая кажется мне определяющей в отношении рисунков Марке, хроматизма Дерена и которая также проявляется в произведениях Матисса.
Учебные пособия для студентов технических университетов