История искусства Сторонники импрессианистов Национальная Академия рисунка Ретроспективные выставки
Термоядерный синтез Реакторная технология Атомные реакторы на быстрых нейтронах Магнитное удержание плазмы Холодный термоядерный синтез Топливо для реакторов на тепловых нейтронах

Ван Гог лишь осветил и направил фовизм по пути поиска цвета. Реально фовизм сформировался в 1990 году. и демонстрация картин этого направления прошла только в марте 1901 году, после долгого периода, в течение которого они не имели возможности (со времени выставки в 1892 году в Ле Барк де Буттевиль Le Barc de Boutteville) видеть живопись нидерландцев. Таким образом, мы должны учитывать влияние не только произведений Ван Гога, но даже в большей степени произведений Гогена и даже гогенистов - Вюйара и Воннара в 1890 году, влияние которых на Матисса и Дерена было определяющим.

1899-1930 гг.: отблеск славы

Тот, кто станет анализировать эволюцию цен на полотна импрессионистов, должен помнить только об одном факте, касающемся Сислея, - о дате его смерти. Кончина художника в 1899 г. повлекла за собой огромный скачок цен на полотна импрессионистов, поэтому 1899 г. можно считать началом периода, когда к отверженным ранее художникам пришла слава.

Сначала подскочили цены - и это вполне справедливо - на картины Сислея. Через год после его смерти «Наводнение в Пор-Марли» было приобретено графом де Камондо за 43 000 (202 000) франков, цену, которую невозможно было представить еще три-четыре года назад. Проследив эволюцию цен на картины Сислея в последние годы жизни художника и после его смерти, можно составить верное представление о том, как резко они пошли вверх. Так, в период с марта 1894 г. по декабрь 1905 г. цена картины «Вид Темзы у Хэмптон-Корт» возросла на 449%; между апрелем 1894 г. и маем 1900 г. картина «Дорога в Саблоне» поднялась в цене на 525%, а цена картины «Первый снег в Венё-На- дон» выросла на 344% с февраля 1897 г. по март 1900 г. Таким образом, за десять лет цена картин Сислея возросла в 4-6 раз.

1899 год оказался удачным для большинства импрессионистов. При распродаже коллекции графа Армана Дориа (май 1899) картина Ренуара «Сидящая девушка (В раздумье)» была продана за 22 000 (103 000) франков; говорили, что двадцать лет назад художник продал эту картину коллекционеру за 150 (639) франков. На том же аукционе картина Дега «У фотографа» была куплена за 22 860 (107 000) франков.

Современникам эти цены казались признаком коллективного помешательства, которое в скором времени должно было привести к сокрушительному падению цен. Так, в частности, считал Ренуар, писавший в 1903 г. одному из своих знакомых: «Я утратил вкус к живописи: эти до смешного огромные цены свели всех с ума, и все продают». Сегодня эти «огромные» цены нам кажутся действительно «смешными», но совсем не в том смысле, который вкладывал в эти слова Ренуар, - они кажутся нам смешными по сравнению с ценами 1930 г. Начиная с 1899 г. цены на импрессионистов стремительно идут вверх - рекорд следует за рекордом. Накануне Первой мировой войны не только «устойчивые ценности» - Дега, Моне, Ренуар - стали недосягаемы, но и «проклятые» художники - Сезанн, Ван Гог - превратились в «дорогих художников». Обратимся к фактам. Если в 1912 г. картина Дега «Танцовщицы у перекладины» была продана за 435 000 (2 380 000) франков, то на следующий год за «Натюрморт» Ван Гога было уплачено 35 200 (140 000) франков, а за «Мальчика в красном жилете» Сезанна - 56 000 (223 000) франков.

После Первой мировой войны цены растут еще стремительнее и достигают своего апогея в 1925-1930 гг. В 1925 г. состоялась распродажа коллекции Ганья1. Коллекция, состоявшая из ста шестидесяти полотен Ренуара - по большей части поздних и в то время еще не считавшихся шедеврами, - была продана почти за десять миллионов франков (9 850 000). В 1925 г. полотно Сезанна было продано за 528 000 (523 000) франков, а картина Ван Гога в 1932 г. - за 361 000 (281 000) франков. Однако напомним, что рекордные цены имеют весьма относительное значение, а для того, чтобы представить реальную динамику роста цен в период между 1899 и 1930 гг., нужно принимать в расчет только те картины, которые за это время выставлялись на продажу более одного раза. В качестве примера возьмем одну пастель Дега, одну картину Моне и одну - Писсарро.

Пастель Дега «Портрет мальчика. Жак де Ниттис»

С марта 1900 г. по декабрь 1932 г. цена возросла на 1085%.

Картина Моне «Средиземноморские сосны на Антибах»

В период с мая 1897 г. по декабрь 1932 г. цена увеличилась на 180%.

Картина Писсарро «Пшеничное поле в Шампаньи»

В период с 1902 г. по 1934 г. цена увеличилась на 41%.

Оговоримся, что последняя цифра (41%) не столь показательна, как две предыдущие, поскольку 1934 г. не очень удачен для сравнения: после 1930-1932 гг. цены на работы импрессионистов падают. Это не означает, что вкусы изменились, а является одним из последствий экономического и финансового кризиса 1929 г.

Фовизм не столь исключительно субъективен, как экспрессионизм, не так одержим идеей характерности, не так тяготеет к постижению тайн предметов и живых существ, так как безучастен к метафизическим и социальным метаниям. В фовизме присутствует меньше человеческих проблем - безразличие, иногда радость занимают его рассудок, откуда изгнан всякий пессимизм. Здесь другое проявление жизни, а отсюда и отсутствие родства душ. Не слишком горячие почитатели Тулуз-Лотрека, которого много изучал Дюфи, фовисты отдадут дань восхищения другим мастерам.
Учебные пособия для студентов технических университетов