Лекции, контрольные, курсовые и типовые задания для студентов университетов. Примеры решения задач математика, физика, электротехника
Конструктивный рисунок Тоновый рисунок Техника рисунка обнаженной фигуры композиция Живопись акварелью Перспективы интерьера Рисунок головы Гризайль натюрморта Полноцветная живопись

Итальянская манера масляной живописи Техника живописи различных мастеров После расцвета в XVII столетии испанская живопись переживала упадок. Её художники работали под влиянием итальянской и французской традиций, а их полотна были слабыми и подражательными.Во второй половине XVIII в. в Испании произошли перемены. Король Карл III (1759—1788 гг.) из французской династии Бурбонов придерживался прогрессивных для своего времени взглядов. Его советники, пытаясь преобразовать страну в духе идей Просвещения, проводили реформы, ограничивавшие власть Церкви. Рисунок постановки с утюгом Утюг при самостоятельной работе можно использовать любой, в том числе и электрический - принципы построения остаются теми же.

Техника рисунка обнаженной фигуры

2-й этап — построение

Объяснение способов построения стоящей фигуры следует начать с фасового положения фигуры. При этом положении можно наиболее наглядно раскрыть принципы построения.

Работа по построению разделяется на две части:
  1. постановка фигуры
  2. построение.
О значении постановки хорошо сказал Чистяков: «Первое и главное — нужно обращать внимание на план, пункты, к которым прикасается фигура. Например, следки на полу. Не начертите верно места их и все в отношении — не нарисуете эту фигуру верно».
Следки ног и расстояние между ними служат площадью опоры стоящей фигуры. Эпоха Раннего Ренессанса. Сущность ренессансного антропоцентризма. Признаки новой, буржуазной культуры и зарождение нового, буржуазного мировоззрения особенно ярко проявились в XV в., в период Кватроченто. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью.
Равновесие фигуры будет устойчивым, если вертикаль центра тяжести, находящегося в области крестца, пройдет через площадь опоры (хотя бы через ее самую крайнюю точку). Чем больше площадь опоры, тем устойчивее равновесие фигуры. Этим и объясняется, что человек, желающий стоять крепче, расставляет ноги шире, увеличивая себе площадь опоры.
Самое неустойчивое положение человека — положение на носке одной ноги, при котором площадь опоры бывает минимальной.
Объясняя это, преподаватель предлагает натурщику продемонстрировать различные положения устойчивого и неустойчивого равновесия.
При положении фигуры с опорой на одну ногу отвес проходит через стопу опирающейся ноги или около нее. Именно это положение фигуры учащимся задано передать в рисунке.
Общая масса фигуры найдена при компоновке. На намеченном рисунке отмечают легким штрихом центр тяжести фигуры, разделяющий длину фигуры пополам. Опустив из центра тяжести перпендикуляр на площадь опоры, следует определить местоположение подошвенной поверхности стопы обеих ног.
Местоположение следка ноги определяется направлением продольной оси стопы. Намеченные линии должны быть сохранены до конца построения фигуры. Сверху вниз от большого вертела бедренной кости (бедра) к середине следка наносится линия, указывающая направление общей формы ноги, на которую опирается фигура; от большого вертела другого бедра — линия направления свободно стоящей ноги сначала до коленного сустава, а затем до середины стопы.
После этого следует продолжить кверху вертикальную линию центра тяжести, на этот раз до верхнего края головы. Общая длина вертикали равна росту фигуры. При спокойном положении туловища вертикаль центра тяжести пройдет через ямку между ключицами (так называемую «дужку»).
Вслед за тем на вертикали делаются отметки, указывающие величину отдельных частей фигуры: ног, торса и головы.
Следует коротко рассказать учащимся о пропорциях фигуры высокой, средней и низкой, сообщив, сколько раз укладывается голова в длине высокого, среднего и низкого роста, а также объяснив разницу в пропорциях мужской, женской и детской фигур.
Определив размер головы модели по отношению к ее росту и местонахождение дужки, надо легким штрихом наметить направление ключиц.
Преподаватель показывает учащимся на экорше и на живой модели условную срединную линию фигуры, спускающуюся от дужки вниз через мечевидный отросток грудины к пупку и продолжающуюся до лобка, играющего в рисунке роль неподвижной точки, от которой начинается построение фигуры.
На модели полезно проследить смещение срединной линии в сторону от вертикали центра тяжести при поворотах торса и плечей, а также при наклонах туловища в разные стороны.
Срединная линия фигуры в построении рисунка имеет то же значение, что и срединная линия головы. Она служит ориентиром в рисовании парными формами. Когда натуру рисуют со спины, роль срединной линии выполняет линия позвоночника.
Продолжая начатый рисунок, ученики наносят на него горизонтальную линию, проходящую через соски, а вслед за этим намечают линию, проводимую между гребнями подвздошных костей, то есть определяют общий наклон таза по отношению к вертикали или горизонтали.
При положении фигуры, стоящей с опорой на обе ноги, таз находится в горизонтальном положении. При переносе тяжести всего корпуса на одну ногу таз наклоняется в сторону ноги, освобожденной от нагрузки. Линия верхней части таза определяется по-видимому краю подвздошной кости таза. Эту линию следует показать учащимся на экорше и на натуре.
Далее намечается линия между вертелами обеих бедренных костей.
На ноге, несущей тяжесть корпуса, отчетливо виден выступающий большой вертел; на другой ноге, свободной от нагрузки, благодаря изменению положения большого вертела на этом месте образуется впадина.
Линия между вертелами обоих бедер намечается параллельно линии верхнего края таза, которая должна быть уже раньше намечена в рисунке.
Объясняя учащимся приемы рисования фигуры, полезно показать им соответствующую схему. На этой схеме будет видно, что при наклоне таза опускается и бедренная кость.
Параллельно линии таза проводится линия, отмечающая место прикрепления коленных чашек. Сделанные таким образом отметки определяют пропорции фигуры по ее длине.
Ширина основных частей фигуры уточняется, начиная от таза вверх до головы, а затем от таза вниз до стоп. Штрихами намечаются боковые поверхности таза, торса, плеч, рук, шеи и головы, потом боковые поверхности обеих ног до лодыжек и, наконец, каждой стопы.
Чтобы еще точнее определить границы общей формы фигуры, следует очень легко нанести основные тени, что дает возможность внести исправления в пропорции.
учебный рисунок, графика, техника рисунка
На этом работа над постановкой фигуры заканчивается. Рисунок переходит в следующую стадию — построения фигуры.
Работа над построением ведется штрихом, слегка подчеркивается объемность формы в тенях.
Сильные нажимы карандаша в штриховом построении недопустимы. Не говоря уже о том, что они ведут к зачернению рисунка и затрудняют исправление ошибок, они разбивают цельность рисунка и, следовательно, существенно мешают работе.
Построение фигуры начинается с ног. Ноги строятся от таза по частям. Рисунок ведется парными формами.
Сначала определяется форма бедра до коленного сустава, затем голени — от коленного сустава до лодыжек и, наконец, стопы. Форма бедра зависит от формы мышц, лежащих непосредственно под кожей. Из них в первую очередь следует легко наметить на рисунке прямую мышцу бедра, спускающуюся от передненижней ости подвздошной кости наружную широкую мышцу бедра, характеризующую форму наружной части бедра, и внутреннюю широкую мышцу.
Для удобства построения полезно наметить направление портняжной мышцы, а также определить в верхне-наружной части бедра мышцу, напрягающую широкую фасцию бедра, и несколько выше нее среднюю ягодичную мышцу. В верхневнутренней части бедра, где образуется паховая складка, надо найти группу приводящих мышц (в частности, длинную приводящую).
Переходя к построению голени, следует прежде всего определить направление переднего гребня большой берцовой кости, намечая его от коленного сустава до внутренней лодыжки. Затем находят местоположение и форму внутренней и наружной лодыжек. По всей длине наружной поверхности голени, начиная от головки малоберцовой кости, надо наметить формы малоберцовых мышц. С внутренней стороны голени намечаются видимые части форм икроножной и камбаловидной мышц.
Таким образом определяются передняя и боковые поверхности голени.
При построении общей формы стопы не следует упускать из виду голеностопный сустав, посредством которого стопа сочленяется с костями голени. Также необходимо учесть наличие двух идущих параллельно оси стопы сводов: внутреннего и наружного.
Нужно объяснить ученикам, что внутренний свод стопы, более высокий, образован пяточной, таранной, ладьевидной, первой клиновидной костью и первой костью плюсны, а наружный свод образован пяточной и кубовидной костями и пятой плюсневой костью. Своды придают стопе рессорный характер и устойчивость. Фаланги пальцев при некоторых положениях стопы играют роль дополнительной опоры.
Голеностопное сочленение играет роль шарнира, поперечная ось которого проходит через блок таранной кости. Нижние концы костей голени с внутренней и наружной лодыжками в виде вилки охватывают блок таранной кости, образуя голеностопный сустав, укрепленный связками. Благодаря наличию голеностопного сочленения стопа имеет большую подвижность.
Знание устройства стопы и голеностопного сустава позволяет логически строить в рисунке форму стопы.
Построение начинается с уточнения местоположения следков ног и нахождения формы опорных частей подошвы — пятки и основания пальцев.
Пометив легкими штрихами на следке пятку и части подошвы у сочленения большого пальца с плюсной, а также форму большого пальца, учащиеся определяют общую форму внутреннего свода стопы.
Так же легко намечается форма наружного свода и затем обобщенная форма остальных четырех пальцев.
Если со своего места рисующий видит стопу с наружной стороны, то, наметив на следке форму пятки и нижнего края подошвы в области мизинца, он должен перейти к построению внутреннего свода стопы (начиная сверху). Дойдя до места соединения плюсны с первой фалангой большого пальца, определить форму большого пальца и, начиная от мизинца, по следку построить общую форму остальных четырех пальцев.
Чтоб закончить построение стопы, остается определить местоположение и форму ахиллесова сухожилия и наметить форму каждого отдельного пальца.
Когда ноги фигуры построены, переходят к уточнению формы таза, определяя прежде всего местоположение и форму гребней подвздошных костей. Для построения таза уже можно пользоваться как ориентиром срединной линией живота, начинающейся от лонного сращения. Наличие срединной линии значительно облегчит способ построения парными формами, сделает его более точным и живым, так как даст возможность заметить при сравнении форм даже незначительную их разницу, обусловливаемую движением торса, а также различным положением плеч и рук натурщика.
Торс можно разделить на две части: нижнюю — живот, ограниченный снизу лобком и паховыми складками, с боков мышцами живота, сверху реберной дугой, и верхнюю, представляющую собой грудную клетку (грудь). Чтобы учащиеся могли себе лучше представить форму грудной клетки в целом и ее границы, можно предложить натурщику несколько раз глубоко вздохнуть. Параллельно следует показать строение грудной клетки на скелете и на экорше.
Переходя к рисунку грудной клетки, в первую очередь нужно найти местоположение и общую форму больших грудных мышц, начинающихся пучками от ключицы, грудины и верхних пяти ребер (а также от влагалища прямой мышцы живота) и прикрепляющихся к верхней части плечевой кости. Между большими грудными мышцами следует отметить поверхность грудины и ее нижний конец (мечевидный отросток).
Затем определяется общая форма передних зубчатых мышц, характерные зубцы которых ясно обозначаются на боковых поверхностях грудной клетки при поднятых руках, что должен продемонстрировать натурщик. При этом будет видна и часть широчайшей мышцы спины, которую в этом случае также необходимо наметить на рисунке.
Определив форму наружных косых мышц живота, переплетающихся своими зубцами с зубцами передних зубчатых мышц, учащиеся закончат построение боковых поверхностей торса.
Передняя нижняя часть торса — живот — строится в последнюю очередь. Здесь следует обратить внимание учащихся на белую линию живота, совпадающую с условной срединной линией, а также на местоположение так называемых сухожильных перемычек прямых мышц живота, отчетливо видимых у людей с хорошо развитой мускулатурой. Как прямые мышцы живота, так и белую линию можно показать ученикам на экорше.
Намечая на рисунке местоположение прямых мышц живота, идущих от переднего края грудной клетки до переднего края таза, следует очень легко показать штрихом характер формы в области сухожильных перемычек, а также наметить пупок.
Способ построения плечевого пояса уже известен учащимся.
Прежде чем перейти к рисунку рук, следует проверить ширину плеч по отношению к тазу.
Общая форма рук была найдена при компоновке рисунка. Уточнение формы производится по частям: сначала от плечевого до локтевого сустава, затем от локтевого сустава до лучезапястного, после чего строится кисть. Построение рук, как и всей фигуры, ведется парными формами, параллельно, что в данном случае является особенно полезным, так как дает возможность наблюдать изменения формы, обусловливаемые различным положением правой и левой рук. Проверив местоположение и форму дельтовидной мышцы, делают отметки в том месте, где эта мышца вклинивается между двуглавой мышцей плеча и выходящей из-под нее плечевой мышцей.
Двуглавая мышца плеча, начинающаяся от лопатки, выходя из-под дельтовидной мышцы и направляясь вниз, переходит в области локтевой ямки в сухожилие, прикрепленное к верхней части лучевой кости.
Плечевая мышца, идущая от плечевой кости к венечному отростку локтевой, проходит под кожей отчасти рядом с двуглавой мышцей. С обеих сторон двуглавой мышцы образуются продолговатые углубления, помогающие рисующему точно определить границы видимых частей двуглавой и плечевой мышц.
Боковая поверхность руки с внутренней стороны плечевой кости ограничивается также мышцами плеча.
Общая форма предплечья характеризуется с наружной стороны группой мышц: плечелучевой и длинным и коротким лучевыми разгибателями кисти.
С внутренней стороны верхнюю часть предплечья образует группа мышц: локтевой сгибатель кисти, длинная ладонная мышца, круглая пронирующая мышца и лучевой сгибатель кисти, переходящие в нижней половине предплечья в сухожилия.
Способ построения кисти руки уже разъяснялся в одном из предыдущих заданий.
Построив фигуру, следует отодвинуть от себя рисунок и, быстро взглядывая на него и на натуру, еще раз проверить правильность найденных пропорций, начиная сверху, с головы.
Построение фигуры велось штрихами с прокладкой самой обобщенной светотени. Сейчас, чтобы фигура получила большую объемность, необходимо выделить основные тени.
учебный рисунок, графика, техника рисунка, барщ
учебный рисунок, графика, техника рисунка, барщ
После этого уже можно приступить к выявлению отдельных форм фигуры и к уточнению деталей.

Cиликатная и восковая живопись Техника живописи различных мастеров Павел Андреевич Федотов, основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины, родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург. В свободные от службы часы юный прапорщик посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа, где выставлялись жанровые картины голландских мастеров XVII в. Наброски с натуры на линию В постановке должны присутствовать белый и очень темный предметы. В этюде рисунок может быть не очень строгим, его можно сделать кистью жидко разведенной краской нейтрального цвета
Лекции по живописи и рисунку Рисование. Импорт графики Живопись, рисунок, графика и анимация. Начертательная геометрия, черчение